История искусств. Первобытность.

Искусство первобытности

В разных регионах мира датировка может меняться: в Азии и Африке первобытное общество существовало до 3 - 4 тыс. до н.э., в то время, как Америка до 1 тыс. до н.э.

Средний Палеолит. Мустье.

Мустье появилось около 200 тыс.л.н. и существовало примерно до 35-40 тыс.л.н., а местами – до 28 тыс.л.н.
Именно в эту эпоху зарождается первые произведения искусства. Фигурки, рисунки связаны с магической практикой, также большую роль играли женские фигуры ( палеолитические Венеры), как некий культ плодородия. На отдельных предметах этого времени находят ритмические ямки и крестики — намек на орнамент.
Носителями эпохи Мустье были неандертальцы. Они жили в пещерах и под открытым небом, охотились на мамонтов и других диких зверей, так же занимались собирательством.
В эпоху Мустье зарождалось религиозное представление и ритуалы, что подтверждают многочисленные захоронения и амулеты, изготовленные из костей или зубов животных.
В эпоху Мустье человек меняет форму и вид предмета не только с целью создания орудий.

paleolit-20.jpg

Палеолитическая Венера - обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом. Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня (таких как стеатит, кальцит или известняк). Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подвергнутые обжигу, что является одним из древнейших примеров известной науке керамики. В целом, к началу XXI века было известно более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера — от 4 до 25 см в высоту.



Наскальные рисунки наносились в пещерах. Материалом для создания изображений служили краска из органических красителей (растения, кровь) и древесный уголь(сцена сражения носорогов в пещере Шове — 32.000 тыс.лет). Как правило, пещерная живопись и рисунки древесным углём выполнялись с учётом объёма, перспективы, цвета скальной поверхности и пропорции фигур, учитывая передачу движений изображенных животных. На наскальных рисунках изображались, также, сцены поединков животных и человека Вся первобытная живопись, как часть первобытного изобразительного творчества, предположительно создавалась в соответствии с культами. Позднее, изображения первобытного изобразительного творчества приобрели черты стилизации.


Поздний Палеолит. Эпоха Мадлен ( 18 - 10 тыс. до н.э.)

Для мадленской культуры в узком смысле слова, имеющей в свою очередь ряд местных вариантов, характерно исчезновение солютрейских (эпоха была 21 - 17 тыс. до н.э.) кремневых наконечников и солютрейской отжимной ретуши, употреблявшейся при обработке кремня.
Преобладают разнообразные кремневые резцы; много кремневых проколок, скребков.
Высоко развита обработка кости; распространены разнообразные гарпуны, наконечники копий и дротиков, копьеметалки, жезлы, иглы с ушком, шилья и другие орудия из рога северного оленя, бивня мамонта и кости.
Развиты резные изображения на роге и кости, изображения на стенах пещер.
Носители мадленской культуры жили матриархально-родовыми общинами.

Первые рисунки времен палеолита были обнаружены в конце 19 века, испанским археологом-любителем Марселино де Саутуолой.

Пещера Альтамира.

На своде пещерной камеры Альтамиры изображено целое стадо крупных, близко расположенных друг к другу бизонов.
Замечательные полихромные изображения содержат черный и все оттенки охры, сочные краски, наложенные где-то плотно и однотонно, а где-то с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Толстый красочный слой до нескольких см. Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры.
Пещера Фон-де-Гом.
На стенах этой пещеры изображено по меньшей мере около 80 рисунков бизонов, мамонтов и волков.
Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, утрирование пропорций. Рога в перспективе, перекрытие одного животного другим ( полипсест), детальная проработка, изображение домиков.

Скульптура палеолита
Искусство малых форм или мобильное искусство (мелкая пластика)
Неотъемлемую часть искусства эпохи Палеолита составляют предметы, которые принято называть «мелкая пластика».
Это - три типа объектов:
1. Статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта).
2. Уплощенные предметы с гравировками и росписями.
3. Рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.
Рельеф выбивался глубоким контуром или стесывался фон вокруг изображения.
Наскальная живопись. Особенности живописного искусства палеолита – реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика.
Мелкая пластика. В изображении животных – те же черты, что и в живописи (реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика).
Палеолитические женские статуэтки – это культовые предметы, амулеты, идолы и т. п., они отражают идею материнства и плодородия.
Одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей или оленух.


Мезолит

230060_1_pic_5.jpgИзменяется фауна, вследствие чего природа становится податливой человеку. Меняется кругозор людей, становится более широким.
В мезолите зарождается искусство многофигурной композиции, в которой уже не зверь, а человек играет главенствующую роль.
Главная задача - не реалистичность, а движение, передача действий. Использующие локальные цвета - красный и черный. Появляются петроглифы
Из памятников мезолита можно назвать буквально единицы: Каменная Могила на Украине, Кобыстан в Азербайджане, Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане и Бхимпетка в Индии.

Петроглифы - выбитые или нанесённые краской изображения на каменной основе. Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую.




Неолит

Появление керамики – один из основных признаков неолитической эпохи.
Неолит - особая эпоха в истории человечества, которое завершает период каменного века, в течении которого люди пользовали, для изготовлении орудий труда, лишь камень, кость и дерево. Время, когда начала использоваться медь, а позже и её сплавы для производства орудий, оружия и украшений.  
неолит.jpgДля всей эпохи в целом характерна гораздо большая оседлость населения, чем в предшествующее мезолитическое время, что находит отражение в домостроительстве. На поселениях неолита разных регионов открыто много самых разнообразных жилищ, построенных из тех материалов, которые человек мог получить в ближайшем окружении.
Процесс производства и духовная жизнь настолько усложнилось, что развитие культуры в отдельных областях начинает идти разными путями ,но есть и общие для неолитического искусства черты: широкое распространение получает мелкая пластика из камня, кости, рога, глины. Фигурки животных реальны, хотя трактованы обобщенно. Упрощены и схематичны изображения женских фигур, иногда покрытых орнаментами, воспроизводимые узоры на одежде. Особенно характерно для неолита развитие декоративного искусства; почти всюду видим стремление украсить вещи, находящиеся в повседневном употреблении у человека.

Бронзовый век
18211.jpg

Искусство становится более разнообразным, распространяется географически.
Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, ее можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.
В искусстве этого времени впервые удается проследить яркие сюжеты, связанные с мифологией древних народов, в частности индоевропейских. Образы древнего искусства становятся своеобразным "изобразительным языком", знаковой системой, понятной родственным группам населения. Особенно ярко эта особенность древнего искусства проявляется в орнаменте и в первую очередь в традициях орнаментации керамики.
Именно в Бронзовый век появляются мегалиты (сооружения из огромных каменных глыб), своим появлением мегалитическая архитектура обязана первобытным верованиям.

135.jpg
Мегалитическую архитектуру принято разделять на несколько типов:
  • Менгир – одиночный вертикально стоящий камень, высотой более двух метров. 
  • На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейших обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень".
  • Трилит - сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и перекрытых третьим.
  • Дольмен - сооружение, стены которого составлены из огромных каменных плит и перекрыты крышей из такого же монолитного каменного блока. 
  • Кромлех – это группа менгиров и трилитов.
  • Первоначально дольмены служили для погребений. 
Многочисленные менгиры, трилиты и дольмены располагались в местах, которые почитались священными.

Железный век. Скифы.

Период начала железного века местной истории продолжает оставаться по-прежнему одним из самых «темных». Снова начинаются природно-климатические перемены, приведшие к большей сухости климата, засоленности почв и снижению продуктивности травяного покрова в зоне степей.
В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.
Нет ничего случайного,лишнего – законченная, продуманная композиция. Все в фигуре условно и предельно правдиво, реалистично.
Ощущение монументальности достигается не размером, а благодаря обобщенности формы.
Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии.
Скифское искусство – «звериный стиль». Поразительная острота и напряженность изображений. Обобщенность, монументальность. Стилизация и реализм.
Согласно Геродоту, скифы, вытеснив киммерийцев, на довольно продолжительное время ушли в Азию, оставив на Керченском полуострове лишь небольшую, наименее приспособленную к дальним походам часть своей орды.


Комментарии

Популярные сообщения