История искусств. Южная Америка.

Доколумбовая Америка. Древние цивилизации.
В своем развитии Америка сильно отличалась от Европы, Азии и Африки: ведь она была почти изо­лирована от них. Но здесь тоже возникли государ­ства, расцвели цивилизации майя, ацтеков и инков, достигшие значительных успехов в ремеслах, нау­ках, архитектуре и искусстве.
По уровню развития государства доко­лумбовой Америки сопоставимы с Древним Востоком. В них использовался труд рабов, но преобладали свободные земледельцы и ремесленники, объединенные в общины. Уси­ливалась власть правителей, опирающихся на чиновников. Большим влиянием пользова­лись жрецы.
В современной науке принято считать, что предки американских индейцев попали на территорию Америки 25-30 тыс. лет назад из Азии через Берингов пролив, однако это доподлинно не известно. Как бы там ни было, уже в 6 веке нашей эры, индейцы населяли большую часть территорий Северной и Южной Америки.

1488057413_1573320_1024x768_798x591.jpg

Цивилизация Ольмеков.


Ольмеки – индейское племя, о котором упоминается в исторических хрониках ацтеков. До сих пор страну альмеков называют Темоанчан. Это наименование в переводе с языка майя означает «Страна дождя и тумана». По-ацтекски «ольмек» - «житель страны каучука», а страна «ольман» - «страна каучука». Ольмеков же именовали «сыновьями ягуара», так как тотемным животным племени был ягуар.


Ольмекские мастера использовали в своей работе самые различные материалы -глину, дерево, каучук, раковины, кость, рог, волокна, перья, шкуры, около полутора десятков сортов камня и вулканического стекла (обсидиана). К сожалению, кислотные почвы района не сохранили подавляющую часть изделий из органических материалов, в т. ч. и наиболее ранних - исключи­тельно важных для изучения истоков ольмекского искусства и зарождения неповторимого «оль­мекского стиля».
В разные времена памятники культуры ольмеков варварски уничтожались. Сжигались древние письмена и папирусы, оставались только камень и глина.
По сохранившимся остаткам ольмекской цивилизации можно судить о том, что этот народ обладал самой изысканной и оригинальной во всём искусстве Центральной Америки скульптурой. Гигантских размеров каменные человеческие головы, алтари и стелы поражают своей монументальностью. Необычайно изящные миниатюрные фигурки и оригинальные предметы, сделанные из нефрита.
olmeki.jpg
Величайшими памятниками ольмекской архитектуры являются гробницы, сделанные из базальтовых глыб и засыпанные сверху слоем земли, который превращался в искусственный холм.
На земляных платформах сооружались древние храмы ольмеков. Самые знаменитые памятники - Трес-Сапотес (Веракрус),  и Сан-Лоренсо. Интерес археологов привлекли высеченные на камне даты, обозначенные чёрточками и точками, как у майя.


Цивилизация Инков.


Считается, что Инки пришли в долину Куско,  основав столицу империи, около 1200 г.
От поражающих воображение чудес и сокровищ империи Инков до наших дней не дошло почти ничего. Захватив правителя инков Атауалыту, испанцы потребовали и получили в качестве выкупа за его жизнь 7 т золотых и около 14 т серебряных изделий, которые тут же переплавили в слитки. После того как конкистадоры казнили Атауалыту, Инки собрали и спрятали остававшееся в храмах и дворцах золото.
Испанские хронисты записали историю о золотых садах, украшавших храмы, посвященные Солнцу. Достоверно известно о двух из них — в прибрежном городе Тумбес на севере империи и в главном святилище Куско, храме Кориканча. Деревья, кустарники и травы в садах были сделаны из чистого золота. Золотые пастухи пасли на золотых лужайках золотых лам, а в полях зрела золотая кукуруза.
Второй - Чиму, был захвачен Инками в 1470. После длительной осады империя Чиму пала. Многих искусных ремесленников победители переселили в свою столицу — Куско. Вскоре Инки покорили и другие государства, включив их в свою новую империю: Чинча на юге Перу, Куисманку, объединявшую прибрежные долины центральной части страны, в том числе и храмовый город Пачакамак, небольшие государства Кахамарка и Сикан на севере. Объединив собственные технологии с традициями ювелиров Чиму, инкские металлурги достигли совершенства в обработке драгоценных металлов.
9c472805d125a1942a038864f5ccbef2.jpg
Но наследие империи Чиму не пропало. Империя Инков не стала разрушать столицу Чан-Чан и сохранили в целости дороги, каналы, террасные поля, сделав эти земли одной из самых процветающих провинций.
Архитектурный стиль инков суров и аскетичен; здания подавляют своей мощью. Однако когда-то многие постройки были украшены золотыми и серебряными пластинами, придававшими им совершенно иной облик.
В городах инки использовали плановую застройку. Основным элементом города был канча — квартал, состоявший из жилых домов и складов, расположенных вокруг двора. В каждом крупном центре имелись дворец, казармы для солдат, храм Солнца и «монастырь» для посвященных Солнцу девственниц аклья.


Империя Ацтеков.


В период с 1068 по 1168 гг. (предположительно всё-таки в 1168 г.) племя чичимеков покинуло свою легендарную прародину - остров Астлан, местонахождение которой до сих пор неизвестно, однако по современным представлениям, предки ацтеков жили где-то относительно недалеко от долины Мехико (Анауак). По легенде, они более 200 лет скитались в поисках новой родины, прежде, чем добраться до побережья озера Тескоко.
В 1325 г. на небольшом островке озера Тескоко ацтеки наяву увидели древнее пророчество, явившееся вождю Теночу, в котором главный бог ацтеков Уицилопочтли предрекал им обосноваться там, где они увидят орла, держащего в когтях змею и сидящего на кактусе. В этот же год и была основана столица будущей империи ацтеков - Теночтитлан.520.jpg
В центре города за огромной стеной, украшенной головами сотен пернатых змеев, находились 18 больших зданий и множество более мелких. Все вместе они составляли «священный квартал». Его самым значительным строением был Большой храм, на вершине которой находились два храма-близнеца, посвященные один богу войны Уицилопочтли, а другой — богу дождя Тлалоку. Среди других построек «священного квартала» выделялся круглый храм главного бога ацтеков — Кецалькоатля. Там также был двор для игры в мяч. Со времен ольмеков эта игра у ацтеков имела важное религиозное значение.
Религиозные взгляды ацтеков основывались на отождествлении небесных тел со сверхъестественными существами, которые отвечали одновременно и за добро, и за зло человеческих поступков. Пантеон богов ацтеков включал 63 божества. Храмы являлись произведениями самобытного архитектурного искусства. Они строились в форме пирамид, к открытым верхним площадкам которых вели ступени. Такие ступенчатые пирамиды назывались теокалли.


В 1519 году началась экспедиция Эрнандо Кортеса, и уже в 1521 году, захватил Теночтитлан, разрушил и разграбил, основал город Мехико, построив на месте святынь ацтеков - христианские церкви.


Цивилизация Майя.


Классический период цивилизации майя в низменных лесах центральной Америки отмечен появлением таких новшеств в культуре майя, как: иероглифическая письменность, включающая в себя надписи на рельефах, стелах, предметах керамики и фресках, притолоках;  календарь майя, так называемый календарь Длинного Счета, идущий с 3113 года до нашей эры; монументальная архитектура со ступенчатым сводом; специфический стиль в керамике и терракотовых изделиях;  оригинальная настенная живопись; стелы и алтари.
mexica-ancient-mayan-ruins.jpg
Архитектура древних городов майя обладала квадратной планировкой, тесным внутренним пространством. Некоторые, даже крупные города выполняли функцию святилищ. Городская архитектура майя в Центральной Америке до 9 века нашей эры была представлена пирамидальными постройками и платформами различных размеров и высоты.
Искусство майя позднего периода классической эпохи отмечено появлением нескольких площадок для ритуальной игры в мяч. Это третий и наиболее удивительный тип монументальных построек архитектуры индейцев. Наиболее крупным и известным “стадионом” является сооружение в городе Чичен-Ица.
Скульптура, как и вся культура майя, воплощало темы, способствующие укреплению существующих систем жизни: религии, быта, знати. Архитектурное искусство индейцев, живопись и скульптура подчеркивали власть богов и тех, кто считался их представителями на земле.
6346722_b9f84447.jpg

Живописное искусство индейцев за редкими исключениями носило строго декоративный характер, в него вкладывалось историческое и религиозное содержание. Наиболее распространенным видом живописи являлись настенные росписи. Встречаются различные рисунки и в кодексах, на керамике, штуке, колоннах и фасадах.

Так же можете глянуть курс по истории Древней Мезоамерике от Дмитрия Беляева - https://postnauka.ru/courses/44725

Комментарии

Популярные сообщения