История искусств. Месопотамия.

Месопотамия
Периодизация.


Шумер - конец 5 - начало 3-го тыс. до н.э.
Шумеро-Аккадское царство - вторая половина 3-го тыс. до н.э.
Старовавилонское царство - 20 - 17 вв. до н.э.
Ассирия - 14 - 7 вв. до н.э.
Нововавилонское царство - 7 - 6 вв. до н.э.  В 539 г. до н.э. завоевана персами.


В силу особенностей строительного материала, распространенного в Месопотамии, архитектура представлена в основном культовыми постройками и дворцами правителей.

Шумер

  • создание нового типа храмов - зиккурат
Скульптура в этом регионе не получила столь большого развития, как в Египте, в связи с дефицитом природного камня, но достаточно хорошо представлена мелкая пластика, применявшейся в основном для декорирования бытовых предметов. Скульптура миниатюрных размеров подразделена по материалу на скульптуру из минералов и металлопластику. Большого мастерства достигли в обработке металла и драгоценных камней.
Письменность возникла в Шумере, ставшей одной из древнейших на планете и была приспособлена для аккадского, урартского и других языков. shumerskaya-pissmenost1.jpg
Первоначально представляла собой идеографическое письмо в виде картинок, позже словесно-слоговое письмо в виде черточек-клиньев, поэтому называется клинописью.
Материалом служила глиняная табличка на которой текст выжимался специальной палочкой.
Вся литература в конце 3-го тыс. до н.э. передавалась устно. Литературные произведения народов Месопотамии представлены в основном мифами, сказками, песнями, религиозными, фольклорными и светскиим произведениями.
Древнейшие художественные памятники Месопотамии восходят к V-IV тыс. до н. э. С середины IV тыс. до н. э. появляется гончарный круг, стены зданий украшаются геометрическим мозаичным узором из разноцветных шляпок глиняных «гвоздей». В к. IV-нач.III тыс. до н.э. получает развитие круглая скульптура, складываются принципы месопотамского скульптурного рельефа, расцветает искусство глиптики.


Из-за постоянного перехода власти от города к городу не было мечты продлить в заупокойном мире блага жизни. Жестокая борьба без пощады для побежденных породила мировоззрение, что смерть неизбежна и ужасна. Искусство отражает помыслы не о загробном, а о настоящем – борьба за власть, жизнь, зависящая от воли высших сил.
dvorec-dariya.jpgДворцы правителей Месопотамских государств начиная с шумеров и заканчивая персами представляли из себя сочетание парадных покоев и крепости. Они были весьма обширны и хорошо укреплены, строились как правило на открытом возвышенном месте, на специально созданной ровной террасе. Предназначались не только для царя и его семьи, но и для многочисленной свиты и прислуги. Состояли из множества обширных помещений предназначенных для административных нужд, для бытовых занятий и увеселений. Наиболее хорошо сохранились и изучены дворец Нимрода, Дворец Ашурбанипала, Дворец Навуходоносора и дворцы Дария и Ксеркса в Персеполе.

Шумеро-Аккадское царство.
Создателем Аккадского царства был человек, вошедший в историю под именем Саргона. Он правил семито язычными племенами, жившими в Месопотамии к северу от Шумера (мы называем их аккадцами по г. Аккаду, избранному Саргоном в качестве своей резиденции).
000036.jpgВ Аккадскую эпоху (XXIV–XXIII вв. до н. э.) происходят существенные перемены в сознании людей. Безличность, отсутствие индивидуальности в культуре уходят в прошлое. Достаточно сравнить со старинными шумерскими рельефами знаменитую  – одного из преемников Саргона. Она изображает победу царя над восточным племенем луллубеев. Победитель – ростом он значительно выше прочих – стоит в героической позе, попирая врага на вершине горы. Над головой его – астральные символы, а саму голову венчает тиара с бычьими рогами, указывающими на божественную мощь царя. Не по-читателей бога с молитвенно сложенными на груди руками, не ряды воинов, трудноотличимых друг от друга и от своего предводителя, а обожествляемую героическую личность отображает искусство эпохи Аккадского царства.
В отличие от шумеров аккадцы придавали мало значения культам женских божеств, но Инанна под именем Иштар заняла важное место в их пантеоне. Аккадцы восприняли шумерскую клинопись, приспособив ее для своего языка. Постепенно повсюду (в том числе и на шумерском юге) разговорным языком становился аккадский, и в результате Двуречье совершенно семитизировалось. Но шумерский продолжал сохранять важный статус как язык образования и культа.
Одно из нападений воинственных соседей – племен кутиев – завершилось распадом Аккадского царства. Те области, которые входили в его состав, получили самостоятельность, но обязаны были выплачивать дань кутийским вождям.
На рубеже XXII–XXI вв. до н. э. Двуречье вновь объединяется в могучее государство. Во главе его встают правители г. Ура. В самом Уре эта династия была третьей по счету, и потому историки говорят о государстве III династии Ура. История объединившего Шумер и Аккад государства, как бы прерванная нашествием кутиев, продолжается при III династии Ура. Во главе этого царства встает обожествляемый правитель-деспот, городами управляют его слуги. Все подданные считаются рабами царя.
Zilberman_Ziq2.jpg
В Уре была построена колоссальная ступенчатая храмовая башня – зиккурат.
Возведение оборонительных стен вокруг столичного города свидетельствует о том, что обожествляемые правители отнюдь не чувствовали себя в безопасности. И действительно, всего через сто с небольшим лет процветания государство III династии Ура распалось на самостоятельные области и отдельные города. И во многих из них правили не местные, а иноземные – аморейские – династии.


Старовавилонское царство.
В самом начале II тысячелетия до н.э. пало могущественное царство шумеров, во главе которого стояла третья династия Ура. Оно распалось под ударами эламитов с востока и амореев с запада. Амореи были новой волной семитских переселенцев, овладевших Палестиной и Сирией и проникших затем в долину Тигра и Евфрата. Скоро в их руках оказывается вся долина Двуречья.
Расцвет старовавилонского царства и окончательное объединение под его главенством всего Двуречья, как уже было сказано выше, происходит при знаменитом царе Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). Он одержал победу над эламитами, затем завоевал лежащее к северу от Вавилона царство Мари и, наконец, подчинил своему влиянию Ассирию, утвердившись в г. Ашшуре.
attach.jpgВ годы правления Хаммурапи в Вапилоне сложился централизованный государственный аппарат с четко разграниченными функциями. До наших дней сохранилось 55 табличек с приказами Хаммурапи наместникам, военачальникам, послам Вавилона в различных странах и другим официальным лицам.
В Лувре в одном из залов установлена стела из черного базальта. Книзу столб слегка расширяется, а верх его украшен рельефом с изображением двух фигур. Справа на тропе сидит бог солнца — Шамаш, олицетворявший справедливость. Перед ним в почтительной позе — царь Хаммурапи. Шамаш протягивает царю жезл и обруч — знаки царской власти. Поверхность столба, от рельефа до основания, и вся оборотная сторона покрыты знаками вавилонской клинописи — здесь записаны 282 параграфа свода законов царя Хаммурапи, определяющих правовые, юридические и хозяйственные положения Вавилонского царства.
Вавилонское общество в период правления Хаммурапи достигло высокого уровня развития. Однако этот расцвет продолжался сравнительно недолго. Страна подверглась ряду сокрушительных вторжений. Около 1740 г. до н.э. началось нашествие касситов, захвативших северные области Вавилонии, а в дальнейшем продвинувшихся и в Южную Месопотамию.181065.p.jpg
Вавилон в дальнейшем не раз подвергался разгрому, но каждый раз поднимался из руин и в VII—VI вв. до н.э. вновь достиг расцвета. Только в III в. до н.э. он окончательно теряет свое значение и большая часть его жителей переселяется в возникший поблизости эллинистический город — Селевкию.


Ассирия.
i_005.pngО существовании Ассирии - мощного, агрессивного государства, чьи границы в период расцвета простирались от Средиземного моря до Персидского залива, люди знали задолго до ее археологического открытия из текстов Библии.

Ассирийцы разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, переселяли народы. Но в то же время завоеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покоренных стран, изучая художественные принципы чужеземного мастерства. Соединив традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик.


В их архитектуре встречаются все известные типы построек: зиккурат, бит-хилани (относящиеся к хеттской культуре). Новизна заключалась в отношении к архитектурному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города - город-крепость с единой строгой планировкой. Примером может служить  - резиденция короля Саргона II (722-705 гг. до н. э.) Больше половины общей площади города занимал дворец. Его окружали мощные стены высотой в 14 метров. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. Его парадный вход "охраняли" гигантские фигуры фантастических стражей шеду - крылатых быков с человеческими лицами.1200px-Human_headed_winged_bull_profile.jpg


В украшении покоев царских дворцов ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, создав в этом виде искусства собственный стиль. Наиболее известным из рельефов считается ансамбль из дворца  в Ниневии (столица Ассирии). С поразительным мастерством и эмоциональной силой выполнены рельефы со сценами охоты, украшающие стены так называемой Царской комнаты. В отличии от аналогичных изображений из дворца в Кальху с их торжественным и несколько замедленным действием здесь все находится в стремительном движении: увеличение свободного пространства между фигурами позволяет ощутить и это движение, и азарт охвативший всех участников сцены. Рельефы в Ниневии натуралистичны, что прежде всего относится к изображениям животных: их облик анатомически правильный, позы точны, а агония умирающих львов передана с редким правдоподобием и яркостью.В искусстве древности традиции Ассирии, особенно в области монументального рельефа, еще долгое время привлекали к себе внимание. В частности, сильное влияние они оказали на скульптуру Древнего Ирана.
0_6987e_90f430ef_XL.jpg


Нововавилонское царство.


После падения Ассирии в 7 в. до н.э. под натиском всех ее объединившихся врагов восстанавливается независимость Вавилона и расширяется его могущество. Он вновь становится центром обширного государства. Он подчиняет себе Финикию и Палестину, ведет большие войны с Египтом за торговые пути.
Расцвет нововавилонского зодчества относится ко времени Навуходоносора II (604 - 562), стремившегося затмить своей столицей былую мощь и роскошь Ниневии и Фив.


Раскопки открыли почти полную картину города, построенного по четырехугольному плану, украшенного дворцами и храмами. Город был обнесен тройной стеной со множеством башен. Стены были чрезвычайно широкими, по ним могла проехать упряжка с четырьмя лошадьми.Один из трех знаменитых дворцов Навуходоносора стоял на большой платформе, имел пять дворов и был окружен широкими стенами. Выходившая во двор парадного Зала стена была облицована глазурованными кирпичами с пестрыми украшениями разных цветов, главным образом темно- и светлоголубого, белого, желтого и черного. Обнаружен был и еще один дворец — летний, со знаменитыми «висячими садами» (обычно приписываемыми легендарной ассирийской царице Семирамиде), остатки которых, вернее систему водоемов, колодцев и каналов, соединяющихся с Евфратом, открыли археологи. На некотором расстоянии от первого дворца находился главный храм Вавилона, посвященный богу Мардуку, так называемый «Э-сагила». Рядом с храмом помещался знаменитый в древности зиккурат, носивший название «Этеменанки».
ворота-иштар.jpgРаскопаны также знаменитые «Ворота Иштар», через которые процессии попадали в город. «Ворота Иштар» представляли собой 4 массивные квадратные в плане башни с арочным проходом между ними. Стены их были украшены глазурованными кирпичами с рельефными изображениями львов, диких быков, а также фантастических существ, желтых и белых на темносинем фоне. По верху стен тянулся изразцовый фриз и ряд зубцов.


Нововавилонское искусство очень декоративно, но его образы лишены силы, таят в себе признаки упадка. Об этом свидетельствуют и многочисленные образцы глиптики, среди которых преобладают изображения настолько схематичные, что иногда даже трудно установить их истинный смысл. После смерти Навуходоносора Вавилон, раздираемый внутренними противоречиями и острой классовой борьбой, начал утрачивать свое значение и в 538 г. до н.э. был завоеван Киром и присоединен к Иранскому государству.

Комментарии

Популярные сообщения